история марки roberto-cavalli

Лестница в небо

 
 

Он шьет из джинсовки вечерние платья, расписывает кожу всеми цветами радуги и наряжает бизнес-леди в звериные шкуры. С приходом нового века экзотические мотивы снова оказались в центре внимания, и сейчас Роберто Кавалли диктует моду всему миру

 
История модного дома
 
Креатив, цвет, дизайн – вот, на взгляд Кавалли, три кита, на которых держится модная индустрия. Только удачное сочетание этих базовых элементов приводит к успеху. У Кавалли все идеально совпало. И сегодня ему прочат славу Версаче.
У этих двух мастеров действительно много общего. Их роднит не только творчество, не только пристрастие к яркому, вычурному, нарочито-сексуальному (и, как следствие, небывалая популярность среди звезд шоу-бизнеса). Оба – итальянцы. Оба – провинциалы. Мать Джанни была швеей, Роберто – ткачихой. В начале восьмидесятых головокружительный взлет Джанни Версаче напомнил всем о том, что Милан – тоже столица мировой моды. Спустя двадцать лет, когда пальма первенства, казалось, безраздельно принадлежала Парижу, мир покорил другой итальянец - Роберто Кавалли.
Даже живет Кавалли с тем же размахом, как и его знаменитый предшественник. У Роберто несколько вилл. А главная резиденция – гигантский дворец на Тосканских холмах с огромной коллекцией картин и антиквариата, мраморными бассейнами и посадочной площадкой для вертолета (которым управляет сам Кавалли). Разумеется, в личном парке транспортных средств, помимо летательных аппаратов, имеются и морские – в том числе роскошная яхта - и наземные – несколько «Феррари», а также любимый дизайнером еще с семидесятых годов «Харлей Дэвидсон».
Тосканская резиденция Кавалли, замок XVI века неподалеку от сохранившейся по сей день виллы семейства Медичи и одной из загородных резиденций Папы Римского с некоторых пор является объектом пристального внимания не только туристов и прессы, но и властей. В прошлом году налоговая полиция предъявила Кавалли обвинение в уклонении от уплаты налогов: по мнению фискальных органов, два с половиной миллиона долларов, списанных модельером на развитие своего бизнеса, на самом деле были потрачены на перестройку поместья. Вот, дескать, откуда появились второй бассейн, тренажерный зал, огромный сад и авиационный ангар для вертолета хозяина и личных самолетов гостей!
Слушание дела растянулось на долгие месяцы, свидетелями выступали Мадонна, Дженнифер Лопес, Синди Кроуфорд… Кавалли продолжает стоять на том, что не нарушил закон ни на йоту и не пытался обмануть власти. Ведь его поместье – не только место, где постоянно живет семья дизайнера, но и часть имиджа марки и, самое главное, бизнеса: там студия, ателье, шоу-рум, там ведутся деловые переговоры, туда приезжают клиенты... Практически все рекламные компании Cavalli – а над ними работали такие звезды фотоискусства, как, например, Марио Тестино - снимались именно в этом доме. Так что инвестиции в поместье – инвестиции именно в бизнес.
Помимо вечеринок, не уступающих по размаху и представительности легендарным вечеринкам на виллах Джанни Версаче, поп-звезды наведываются к Кавалли и просто так, погостить недельку-другую. В тосканском замке жили Мадонна, Синди Кроуфорд с мужем и детьми, Джон Бон Джови, Стинг и другие знаменитости. Как истинный тосканец, Роберто знает толк в гостеприимстве и умеет дружить.
Ради Роберто Кавалли Синди Кроуфорд даже изменила своему решению оставить подиум. Два года назад ее неожиданный – первый после родов и трехлетнего перерыва – выход в финале показа Cavalli на Миланской Неделе Высокой моды стал чуть ли не главной сенсацией сезона. «Каков же должен быть гонорар, чтобы Синди Кроуфорд вернулась на подиум?» - гадала публика. «Она сделала это совершенно бесплатно, - лучезарно улыбаясь, объяснил Кавалли. – Просто по дружбе».
Кавалли нет нужды доплачивать звездам за то, чтобы они появлялись в его туалетах. Звезды сами выстраиваются к нему в очередь. За последние пять лет к «кругу друзей Роберто Кавалли», как именую себя его преданные поклонники и, по совместительству «лица» марки, присоединились Дженнифер Лопес, Бритни Спирс, Тина Тернер, Шер, Мадонна, Шакира, Алисия Кейс, Глория Эстефен, Сьюзен Сарандон, Синди Кроуфорд, Хэлли Берри, Кэтрин Зета-Джонс, Кристина Агилера, Сара Мишель Геллар, Сандра Баллок, Ленни Кравитц, Рики Мартин, Боно, Элтон Джон, Энрике Иглесиас… Из наших – Филипп Киркоров, уже почти два года являющийся официальным «лицом» Кавалли в России. Одежду от Cavalli предпочитают героини популярного телесериала «Секс в большом городе». Неудивительно, что они снялись в рекламном ролике марки нового сезона. Но особую радость доставил итальянскому дизайнеру телефонный звонок коллеги Джона Гальяно, попросившего разрешения носить его, Роберта Кавалли, одежду.
Стилю Cavalli следуют и утонченные леди, прогуливающиеся по Пятой авеню, и беспечная молодежь, каждое лето съезжающаяся на Ибицу. Это нетрудно, поскольку к настоящему времени кутюрье освоил практически все модные «жанры». К женскому и мужскому pret-a-porter и haute couture добавились молодежная линия Just Cavalli, линия белья и купальников, солнцезащитных очков, несколько линий часов, линия предметов для дома Armani Casa, линия аксессуаров, включающая женскую и мужскую обувь, сумки, галстуки. Roberto Cavalli Angels («ангелочки») – это одежда для девочек от четырех до четырнадцати лет, Roberto Cavalli Devils («дьяволята») – для мальчиков того же возраста. Завершают образ жизни от Roberto Cavalli пластиковые карточки, дизайн которых модельер разработал собственноручно.
Не остался без внимания и парфюмерный рынок. В 2002 году увидел свет женский аромат Roberto Cavalli, воплотивший в своей композиции чувственную, противоречивую и неукротимую натуру героини коллекций Кавалли. Через год появился мужской парфюм Cavalli Man. Флаконы и женского, и мужского парфюмов – в тесных объятиях стеклянной змеи. «Это символ моего успеха, - объяснил свое дизайнерское решение Кавалли. – Змея приносит мне счастье». Что правда, то правда. К пресмыкающимся Кавалли с самого начала испытывал большой интерес, то и дело имитируя фактуру и расцветку змеиной кожи в своих коллекциях. Недаром его автограф причудлив и витиеват, как свернувшаяся кольцами змея.
 
Роберто Кавалли осознает, что судьба записала его в свои любимчики и весьма это ценит. «Я очень счастливый человек, - говорит он. - Меня поймет каждый, кто начинал что-то делать вопреки мнению окружающих, а потом к их и своему собственному удивлению достигал успеха на выбранном поприще. Так случилось и со мной».
Мать воспитывала сына без отца и изрядно с ним намаялась. «Я был трудным подростком, - признается дизайнер. - В школе учился, наверное, хуже всех». Полвека назад он только и слышал, что свернул на кривую дорожку, что он плохо кончит, что улица до добра не доводит. В отличие от спокойной и благоразумной сестры Роберто постоянно влипал в драки, общался не с теми, с кем следовало. Но разговоры на тему «Если бы был жив отец…» (а тот погиб на войне) заканчивались обычно тем, что подросток громко хлопал дверью и исчезал из дома на два-три дня.
По окончании школы мать поставила своему отпрыску ультиматум: или он берется за ум и устраивается на работу или убирается на все четыре стороны. Роберто выбрал второе. И… поступил во Флорентийскую академию искусств. Почему? Ну во-первых, Роберто счел этот шаг достаточно оригинальным для того, чтобы выделиться из толпы. Во-вторых, ему действительно захотелось стать художником (а способности к тому были). Ну и, наверное, в нем заговорили корни – ведь дед Роберто по материнской линии, Джузеппе Росси, был известным художником-импрессионистом. Искусствоведы уверяют, что в рисунках и орнаментах одежды от Roberto Cavalli без труда угадываются элементы художественного стиля его именитого предка.
Экспериментировать с тканью Кавалли начал еще студентом. Сам модельер дает романтическую версию того, как он выбрал профессию. «Когда мне было семнадцать, я, как и полагается, влюбился, но был грубо отвергнут родителями моей девушки, потому что ничего из себя не представлял, - рассказывает маэстро. - Во мне взыграло оскорбленное чувство собственного достоинства. Очень захотелось доказать девушке и особенно ее родителям, что я могу чего-то добиться в этой жизни. И сейчас, спустя тридцать с лишним лет, оглядываясь назад, я думаю: какое счастье, что тогда, в ранней юности, все сложилось именно так, а не иначе!»
Рабочим местом для будущего кутюрье служил… стол для пинг-понга. Кавалли покупал обычные футболки и расписывал их вручную. Вскоре дело, к которому подключились друзья, владеющие небольшой фабрикой, было поставлено на поток, и через сезон в расписанных Кавалли футболках щеголяли курортники Лазурного берега и Сен-Тропе. Поговаривали, что среди его первых клиенток оказалась даже Софи Лорен, купившая себе сразу несколько приглянувшихся ей футболок с разноцветными разводами в каком-то небольшом магазинчике у пляжа.
Ранние вещи Кавалли полностью соответствовали раскрепощенному и свободному стилю 60-х. И его излюбленный кожаный пэчворк тоже родом оттуда, из эпохи The Beatles и «детей цветов», психоделики и радужной «лестницы в небо». Хотя модели, демонстрируемые босоногими манекенщицами (одной из них была сама Брижит Бардо), тогда еще не были столь узнаваемыми – собственный стиль только нащупывался.
В 1972-м молодой дизайнер показал свою первую коллекцию в знаменитом Палаццо Питти во Флоренции. И тут же оказался в эпицентре громкого скандала. Костюмы под леопарда и зебру, брюки в обтяжку, вечерние платья переливались в свете софитов всеми цветами радуги. Но – какой ужас, какая пощечина общественному вкусу! - при ближайшем рассмотрении все это великолепие оказалось сшитым из банального денима, традиционно считавшегося одеждой портовых рабочих и ковбоев.
Затем пришел черед кожи, превратившейся в руках мастера из грубого материала для спортивных курток в ткань haute couture. Благодаря специальной обработке кожа становилась такой мягкой, тонкой и гибкой, что из нее получались вечерние платья, не уступающие в эффектности парчовым. Понять, из чего они сделаны на самом деле, можно было лишь на ощупь. А благодаря особой лазерной технике нанесения рисунка на кожу, изобретенной модельером, каждый наряд обогащался уникальным декором.
«Мне хотелось предложить людям свою моду – яркую, динамичную, пронизанную духом дискотек и танцевальными ритмами, - вспоминает маэстро. - Моду для тех, кто молод душой и, сколько бы ему ни было лет, чувствует себя юным. Моду, которую не назовешь банальной». Уж в чем-чем, а в банальности Роберто Кавалли никто не посмел упрекнуть!
Семидесятые – его любимое десятилетие. Он и сегодня черпает вдохновение в тех временах. Но затем дизайнер отошел в тень почти на два десятилетия. Особенно ему доставалось в объявивших войну всем излишествам девяностых, когда его вычурные, сверкающие, донельзя сексуальные наряды называли «павлиньими». Что ж, он всегда работал под девизом: «Одежда для тех, кто хочет выставить себя и свое тело напоказ». Но даже в десятилетие гранжа, техно и милимализма находились женщины, желающие носить джинсы с бриллиантовыми заклепками и готовые выложить за это кругленькую сумму.
Ну а с приходом нового века бизнес Роберто Кавалли пережил беспрецедентный взлет. Слава о нем разнеслась далеко за пределы родной Италии: сейчас больше половины своих доходов Кавалли получает от экспорта, и его состояние растет год от года.
 
Кавалли – созерцатель. И сибарит. «Я никогда не считал, что новое создается только в процессе проб и ошибок, - говорит он. - Все приходит внезапно. Если у меня не идет работа, я не запираюсь в комнате и не насилую себя до тех пор, пока не выдам что-то новое. Я предпочитаю спокойно подождать». В ожидании вдохновения дизайнер ходит на вечеринки, часами гуляет по своему саду, возится с собаками и лошадьми. Обладая прекрасной фотографической памятью, он не делает зарисовок. И не стремится в точности воспроизвести увиденное в жизни: «Я какое-то время осмысливаю увиденное и вдруг понимаю - пора воплощать свои замыслы».
Работая над новой коллекцией, Кавалли сначала представляет себе ее общий настрой, дает название, потом продумывает образы и лишь затем решает, на чем же он сделает упор на этот раз – на цвете, силуэте, фактуре, орнаменте… В итоге он нередко приходит к результату, неожиданному и для него самого.
«Природа – вот откуда я черпаю свои идеи. Ее красота безбрежна. Природа – самый лучший дизайнер, с которым никто никогда сравниться!» – восклицает Кавалли. Особую слабость он питает к африканской природе. Перья экзотических птиц, змеиная кожа, звериные шкуры, эффект рыбьей чешуи, создаваемый специальным напылением на ткань… «Хищные» мотивы любимы модельером еще и потому, что женщина-охотница выглядит крайне сексуально. Чем более сложной добычей она кажется, тем сильнее притягивает мужчину. А разве что-то может лучше оттенить образ прекрасной охотницы, чем кожа и мех?!
Разумеется, Кавалли знает толк в женской красоте. Кстати, его супруга и мать троих его детей (двое детей от предыдущего брака уже взрослые) – коронованная красавица, победительница конкурса «Мисс Вселенная». На том конкурсе они и познакомились. Роберто был членом жюри, а восемнадцатилетняя Ева Дурингер – одной из участниц. Белокурая австрийка сразу обратила внимание на загорелого, длинноволосого, очень импозантного господин их жюри, так пристально ее разглядывающего. Его имя ничего ей не говорило – девушка была весьма далека от модного бизнеса, да и Кавалли тогда не мог похвастаться всемирной славой. Вскоре они поженились. Почти двадцатилетняя разница в возрасте - не помеха счастливому союзу. Трудолюбивая Ева умудряется совмещать воспитание детей, ведение домашнего хозяйства с помощью мужу практически во всех отраслях его бизнеса - в качестве арт-директора компании.
Как и всякий тосканец, Роберто Кавалли с большим пиететом относится к вкусной еде. И даже модный бизнес с некоторых пор совмещает с гастрономическим: в бутиках Roberto Cavalli по всему миру открываются кафе и рестораны. А самого маэстро теперь нередко можно встретить в его миланском кафе. И в ответ на вопрос: «Какую национальную кухню предпочитаете?» он неизменно отвечает: «Ту, которую создал мой шеф-повар!»
Впрочем, миланское кафе Just Cavalli - не только рай для гурманов, но и выставочный зал мебели и предметов интерьера от Cavalli. При желании там можно сидеть на леопардовых подушках от Cavalli, пить кофе из украшенных его фирменными розами чашек из тончайшего фарфора и т.д. Cavalli – это целый мир. Все, к чему прикасается рука маэстро, приобретает неповторимое очарование, приобщается к этому миру изысканности и яркой красоты.
Кавалли, не привыкший себя ограничивать ни в чем – в том числе и в мечтах, до сих пор сохранил детскую восторженность, способность радоваться всему новому и яркому. «Даже сны мне снятся цветные! – признается маэстро. - Мне постоянно нужны новые эмоции – однообразие и скука меня убивают. Впрочем, как и любого творческого человека». В свои шестьдесят три Роберто Кавалли так же молод душой, как и его мода, и больше напоминает ковбоя (чего стоят одни только джинсы и неизменные казаки!), чем почтенного миллионера. За рулем байка загорелый и улыбающийся Роберто смотрится не менее естественно, чем на торжественном приеме в честь завершения очередной недели haute couture.
Он - неисправимый оптимист и считает, что всем нам не мешает хотя бы время от времени смотреть на мир сквозь розовые очки. «Я не понимаю тех, кто на вопрос: «Как дела?» неизменно отвечают: «Ничего!». Я всегда говорю: «Отлично!». И даже если это не так, сам себя убеждаю в том, что у меня все хорошо, - признается Роберто. - Только настроившись на позитивную волну, можно чего-то добиться в жизни».
На заре карьеры Кавалли декларировал: «Я хочу своей модой вывести людей за рамки скучного и банального восприятия современной одежды». Ему это удалось. Но он не собирается почивать на лаврах и продолжает удивлять публику. «Моя жизнь – постоянное движение вперед. Скажу без ложной скромности: я всегда достигаю своих целей», - гордо говорит он. Что ж, Роберту Кавалли есть, чем гордиться. Без него мода была бы гораздо менее яркой - в прямом смысле слова.
Ирина Петрова
 
 
 
 
 
 
 
РОБЕРТО КАВАЛЛИ
 
Родился 15 ноября 1940 года во Флоренции
Закончил Флорентийскую академию искусств
1965 – начал бизнес с торговли расписанными футболками
1970 – первые работы с росписью по коже
1972 – показ дебютной коллекции в Белом зале Палаццо Питти во Флоренции
1977 – познакомился на конкурсе красоты со своей будущей женой
1979 – 1999 – производство одежды, пользующейся стабильным спросом в Италии и Европе
1999 – открытие бутика в Нью-Йорке
2002 – дебют женского парфюма; Кавалли признан в Нью-Йорке «дизайнером года»
2003 – дебют мужского парфюма
 
 
 
Ранние вещи Кавалли полностью соответствовали раскрепощенному и свободному стилю 60-х. И его излюбленный кожаный пэчворк тоже родом оттуда, из эпохи The Beatles и «детей цветов»
 
«Мне хотелось предложить людям свою моду – яркую, динамичную, пронизанную духом дискотек и танцевальными ритмами. Моду для тех, кто молод душой и, сколько бы ему ни было лет, чувствует себя юным. Моду, которую не назовешь банальной»
 
«Я никогда не считал, что новое создается только в процессе проб и ошибок. Все приходит внезапно. Если у меня не идет работа, я не запираюсь в комнате и не насилую себя до тех пор, пока не выдам что-то новое. Я предпочитаю спокойно подождать»
 
«Природа – вот откуда я черпаю свои идеи. Ее красота безбрежна. Природа – самый лучший дизайнер, с которым никто никогда сравниться!»
 
Cavalli – это целый мир. Все, к чему прикасается рука маэстро, приобретает неповторимое очарование, приобщается к этому миру изысканности и яркой красоты
 
«На вопрос: «Как дела?» я всегда отвечаю: «Отлично!». И даже если это не так, сам себя убеждаю в том, что у меня все хорошо. Только настроившись на позитивную волну, можно чего-то добиться в жизни»